Инициативные сотрудники компании, в которой я работаю, активно занимаются добрыми делами, и в т.ч. курируют интернат для детей из неблагополучных семей - г. Михайлова (Рязанская область), и посещают его ежемесячно. В конце года был объявлен сбор денежных средств среди сотрудников компании, а в прошедшую субботу, все желающие смогли поехать пообщаться с детками и передать закупленное оборудование.
Поехала и я Желания особого не было, но было обещание, которое важно было сдержать. Ехала с волнением, т.к. не представляла как себя вести, что делать, т.к. совершенно не умею общаться с детьми, тем более с такими, неизбалованными жизнью.
По дороге - мы любовались сказкой - так выглядел весь путь от Москвы до Михайлово:
г. Михайлов находится в 200 километрах от Москвы. Возле этой пушки было место встречи.
В настоящее время в интернате находятся около 70 детей из неблагополучных семей. Возраст детей – от 6 до 16-18 лет. Руководитель школы-интерната, священнослужитель отец Владимир, прививает детям духовность, любовь, заботу о ближнем. До прошлого года, в интернате были и сироты, но их всех усыновили, и сейчас воспитываются только дети, у которых родители алкоголики; лишены родительских прав; или родители жители деревень, в которых нет школ.
Здание интерната недавно отреставрировано, поэтому, все выглядит очень достойно. Фасад здания светлый, внутри интерната, на каждом этаже, стены выкрашены в разные цвета,
на стенах висят фотографии с разных событий,которые были в жизни у ребят есть целая картинная галерея рисунков,
и отдельная комната, где демонстрируются поделки, сделанные руками воспитанников интерната.
Тут же в интернате, находится и их школа. У каждого класса свой кабинет.
Комнаты, в которых спят дети – аккуратные, оклеены обоями с яркими рисунками для младших, и пастельными тонами для старших.
комната мальчиков и санузел для младших детей:
Над дверью каждого кабинета - икона.
Также иконы в холле при входе и в столовой.
На этажах много цветов - на каждом горшке подпись - что за растение в нем растет.
Интернат не финансируется государством – помогают спонсоры. Кроме нашей компании – есть и другие постоянные спонсоры, но есть и те, кто оказывает разовую помощь. Отец Владимир делает очень много для этого
Но, кроме внешнего облика, есть и внутренняя жизнь.... В комнатах детей – есть шкафы – но они пустые. Школьное - хранится в классах, вещи - в отдельных комнатах. Педагоги строго следят, в чем дети выходят к родителям. Т.к. у многих – родители алкоголики, и если вообще вспоминают о детях и забирают их на каникулы/выходные-то возвращают в лохмотьях, а вещи продают. Т.е. тут индивидуальный подход к каждому ребенку – кого можно выпускать в нормальных вещах и с игрушками, и кого нельзя. Поэтому, когда мы привезли компьютеры, первый вопрос завуча был "а можно ли на системные блоки повесить замки? иначе все растащат и продадут..."
Отец Владимир провел нам небольшую лекцию, привел такую статистику, из 100 воспитанников интернатов по России – 40 становятся алкоголиками, 40-попадают в тюрьмы, 11 – заканчивают жизнь самоубийсвом, не сумев приспособиться к жизни в социуме, и лишь 9 – как-то устраивают свою жизнь, но как правило, они не создают семьи, т.к. не умеют жить с кем-то. И дети этих 9-ти %, попадают в подобные интернаты. Когда он пришел в этот интернат 6 лет назад, все было в очень плохом состоянии, и по состоянию помещений, и в плане духовного развития детей. Когда он заходил в столовую, мальчишки кидали в него еду, и кричали – "Поп, поп, уходи отсюда". Сейчас, атмосфера изменилась, хотя среди старшеклассников, которые попали сюда, еще до пришествия отца Владимира - еще сохранились старые правила поведения. Например, детей весной отпускают копать огороды бабушкам, сотка – 200 р., но, копают только младшие классы, а 9-й класс – не копает – ведь можно потом деньги отобрать и все. Именно поэтому, многие привыкают жить воровством – и попадают в тюрьмы. Кто-то сознательно идет на воровство, т.к. лень что-то делать, ведь в тюрьеме – ты обут и одет, и тебе не надо беспокоится о жилье и пропитании. Основная цель отца Владимира – научить жить этих детей среди людей. Приучить их к ежедневному труду. Например, для этих целей, с помощью нашей компании для девочек оборудовали кухню, такую как у нас в домах. Они учаться готовить еду, мыть посуду, убираться. Еженедельно возят их в церковь. Привлекают психологов, и всячески приветсуют таких как мы – пусть мы приедем 1 раз, но это дополнительный шанс для детей научиться общению.
Еще одна проблема этих детей - окончив 9-й класс, они обязаны уйти. Но, многим идти некуда. Поэтому, педагоги усиленно борятся за лишение их родителей - родительских прав, для того, чтобы дети получали жилье. Но, добиться лишения прав, очень трудно.
Завуч, проводя экскурсию, показала на дом, который стоял напротив интерната – «а это роддом, вчера туда отправили нашу 15-ти летнюю 9-ти классницу». Этим делом сейчас занимается прокуратура.
Когда мы приехали, нас накормили, дети накрывали на стол, и убирали за нами. Потом было 2 свободных часа. Я старалась общаться с детьми, чтобы провести время с пользой. Старшие - на контакт вообще не шли - смотрели на меня исподлобья. Мелкие - наоборот, стоило мне зайти в 3-й класс, вырваться оттуда было трудно - обступили меня - и начали хвалиться - кто бантиками, кто песенками и т.д.
Дети среднего возраста - сначала присматривались, а потом.... с одним мальчиком я сыграла в настольный хоккей, он мне забил 2 шайбы, потом, чтобы я не расстраивалась - подкрутил счет, и он получился 8:2 в мою пользу, а после, забил мне еще 2 шайбы :) Так я обзавелась верным поклонником:) Этот мальчик из деревенской многодетной семьи, в которой нет школы. Каждые выходные его забирают родители.
Потом, началась концертная программа - посвященная Рождеству. Дети до 7-го класса - пели, плясали. А после выступали еще одни гости - из московской воскресной школы.
После концертной программы, было свободное время, во время которого, гости из воскресной школы устраивали для ребят различные конкурсы и пение под гитару.
Мы в это время готовили сладкий стол к ужину. Пока накрывали на стол, у меня появилась еще одна подруга:) которая потом на мне просто висла, и я не понимала как себя с ней вести. Девочка Лиза, 6-й класс. Есть сильно пьющая мама и еще 2 брата и 2 сестры. Она попросила у меня мой номер телефона, и больше не отходила от меня ни на шаг, не отпуская мою руку из своих рук.
После свободного времени, всех собрали в актовый зал, и семинаристы прочитали молитву. Когда читали "Отче наш" - дети из интерната читали ее тоже все вместе хором. Потом всех детей - переписали - т.к. данные передаются каждый вечер в МЧС, и отпустили ужинать.
В столовой, перед принятием еды, все помолились, и приступили к трапезе. На ужин было много тортов и фруктов - нужно было видеть, сколько счастья было на лицах этих ребят!
Около 9 вечера, мы начали собираться и уехали. День пролетел просто незаметно.
P.S. Съездили мы все-таки не зря. Силами ИТ департамента решили - проводить ежемесячное обучение ребят компьютерной граммоте, создать сайт интерната, и провести инет.